вторник, 8 сентября 2009 г.

Дурное воспитание.Стивен Кляйн (Steven Klein)


Новые снимки Стивена Кляйна для журнала W кого-угодно заставят вспомнить школьные годы.
Фотосессия под названием Академия обнажает не только ее участников - модель Лару Стоун/Lara Stone и толпу мальчиков, но и скрытые вибрации, присутствующие в процессе обучения. А именно - безусловное стремление любой уважающей себя учительницы к садизму. Она - роскошная повелительница - любит своих учеников, и очень злится, когда чувствует, что они недостаточно подчиняются ей.


Изучение этих двух дисциплин доказало мне, что сравнение фотографии и живописи совершенно бесполезно. Нет смысла создавать снимки, которые хороши только своей связью с прошлым и оправдываются лишь схожестью с другими видами искусства. Напротив, всегда нужно смотреть в будущее!

Стивен Кляйн

Лучшие Фотографии и ФотографыВ наши дни вопрос о принадлежности фотографии к миру изящных искусств уже ни у кого не вызывает сомнения. Вчерашняя золушка прочно внедрилась в хранилища музеев, на стены художественных галерей и на аукционные торги. И этому остается только радоваться. Однако вместе с так называемой художественной фотографией свои права на принадлежность к миру высокого искусства стала отстаивать ее коммерческая сестра. И в самом деле, разве не утверждал великий Ирвин Пенн, что «Съемка пирожного тоже может быть искусством»? А чем хуже фотографии предметов одежды, парфюмерии или украшений для рекламного проспекта? Тем более могут быть произведениями искусства портреты знаменитостей или фото-зарисовки их жизни. Да и сами знаменитости спешат отблагодарить своих придворных фотографов, объявить их художниками, а их произведения – в том числе, конечно, свои портреты – произведениями искусства. Ну а если Бред Питт и Мадонна предписали считать Стивена Кляйна «не фотографом моды, а художником», нам остается только подчиниться. Тем более что большинство так называемых художественных критиков с ними согласны.

***

Стивен Кляйн (Steven Klein) родился в 1961 году в Нью-Йорке. Первый фотоаппарат попал к молодому человеку при весьма необычных обстоятельствах: «Мне было 13 лет, и я отправился на городскую ярмарку», – вспоминал он позднее, – «Тут ко мне подошел какой-то человек и вручил фотоаппарат. Это была маленькая дешевая "мыльница". После этого случая я и начал фотографировать. ... Чуть позже стал работать в больнице, в которой держали людей, страдающих душевными расстройствами. Я наблюдал за ними и фотографировал». В другой раз он рассказывал про свою первую модель, в которую влюбился еще в начальной школе: «Я был просто без ума от нее и фотографировал ее много лет. Она была похожа на Индианку: заплетала длинные волосы в косу, кожа у нее оливкового цвета, а глаза – большие, как у скорпиона, и темные. Она обладала особым чувством стиля. У нее я впервые увидел европейский (или французский) Vogue; в то время я еще не имел ни малейшего представления о мире моды».

Но в то время Стивен Кляйн вовсе не помышлял о карьере фотографа: «Примерно с 12 или 13 лет я мечтал стать художником, занимался гончарным делом и керамикой», – рассказывал он, – «Позднее я занялся фотографией, соорудил себе лабораторию в подвале родительского дома, но это занятие меня не очень привлекало».

После окончания школы молодой человек изучал живопись в Род-айлендской Школе Дизайна (Rhode Island School of Design). Некоторые критики считают, что его художественное образование сквозит в его фотографиях, на что он скромно отвечает: «Я признаю, что мои фотографии смотрятся как картины, но никакие картины не оказывают на меня влияния, когда я фотографирую – тем более я не копирую их». И еще более скромно добавляет: «Живопись – во мне»!

Если Стивен Кляйн и занимался живописью после получения диплома, то только «для души» – для обеспечения хлеба насущного он использовал фотографию. С начала 1990-х годов он участвовал в рекламных компаниях «Calvin Klein», «Dolce & Gabbana», «Nike», Александра МакКуина, ряда других дизайнеров модной одежды. Его фотографии печатались в таких известных журналах, как «i-D», «W», «Arena», «Dazed & Confused», «Commons & Sense», «Rolling Stones», «Vogue». «Стивен Кляйн – один из самых востребованных фотографов моды», – утверждал «New York Times» в январе 1993 года. И с тех пор известность фотографа продолжает расти. «Если Беатон, Хорст, Аведон, Пенн и Ньютон фактически определили границы фотографического Пантеона, а Стивен Мейзел вошел в круг избранных несколько лет назад, ... то Стивен Кляйн наиболее достой новый член», – провозглашает «The Village Voice» в апреле 2003 года. Множество не менее восторженных отзывов ждут любознательного читателя на сайте фотографа (http://www.stevenkleinstudio.com/).

Фотографии Стивена Кляйна нельзя назвать «супер-скандальными», хотя маэстро вовсю работает с обнаженной натурой, не чуждается гомоэротики, садомазохизма, различных атрибутов сексуальных субкультур нашего времени – кого сейчас этим удивишь? Однако иногда его агент сообщал, что некоторым редакторам фотографии маэстро кажутся чересчур вульгарными и они отказываются с ним работать. «Забавно, ведь я делаю эти снимки с лучшими намерениями», – сокрушается фотограф, – «И часто получаются очень сильные фотографии, но кому-то в шоу-бизнесе они кажутся слишком гомосексуальными или что-нибудь в этом роде. Но покажи эти фотографии какому-нибудь нормальному парню на улице и он скажет: Wow, это круто мужик!».

Кляйн много работает со знаменитостями – среди его клиентов Анжелина Джоли и Бред Питт, Джастин Тимберлейк, Том Форд, Клаудиа Шиффер, Бритни Спирс, Наоми Кэмпбелл ... Да разве всех перечислишь! Но, пожалуй, наибольшую известность принесло фотографу сотрудничество с Мадонной. Познакомились они в Лондоне, где поп-звезда принимала участие в каком-то шоу. Как-то после спектакля Стивен зашел к ней в гримерку и ... с тех пор они работают вместе.

Самый знаменитый проект Стивена Кляйна и Мадонны под несколько странным названием «X-STaTIC Pro=CeSS» включает в себя несколько фотографических серий, коллажей и видео инсталляций. Весной 2003 года выставка прошла в художественной галерее в Нью-Йорке. Успех был впечатляющий, в течение нескольких лет экспозиция путешествовала по всему миру – в том числе в 2006 году Кляйн привозил ее в Москву. «Стивен – куда больше, чем модный фотограф», – объявила благодарная звезда после успеха выставки, – «Он настоящий художник и создает настоящее искусство». Видимо, королева вполне согласна с «нормальным уличным парнем»: «Wow, это круто мужик»!

***

Принять ли на веру уверения именитых моделей? Сам фотограф не всегда с ними согласен: «Я не считаю себя художником», – заявляет он. Но тут же добавляет: «Но я не считаю также, что быть художником – круче, чем быть фотографом». Вот так – если он и не художник, то уж никак не хуже. В противопоставлении своего творчества миру искусства он не одинок и не оригинален. «Если мир искусства отвергает меня, то все, что я могу сказать, это "удачи миру искусства!"», – гордо заявлял его знаменитый предшественник Хельмут Ньютон. Или, в другой раз: «Я люблю вульгарность. Меня очень привлекает плохой вкус – он гораздо интереснее того, что считается хорошим вкусом, и что на самом деле есть не более чем стандартный взгляд на вещи». Да и многие другие признанные и не очень фотохудожники говорили те же самые слова – вплоть до знаков препинания. Вот только творили все по-разному.

Осмелюсь утверждать, что основная составляющая успеха Стивена Кляйна – это слава его моделей. Мадонна, например, способна сделать известным любого – и не только фотографа. Ее последний протеже 22-летний представитель модельного бизнеса Иисус Лус получал за участие в шоу чуть более 200 долларов. После того как Кляйн запечатлел обнаженного юношу с его знаменитой возлюбленной, ставки Луса возросли до 135 тысяч! Кстати сказать, 50-летняя звезда на фотографиях полностью одета; эта старая как мир игра на контрасте весьма популярна среди фотографов после знаменитой фотографии Энни Лейбовиц с обнаженным Джоном Ленноном и одетой Йоко Оно.

Стивен Кляйн утверждает, что звездное имя модели для него не имеет большого значения. «Брэд [Питт] и Мадонна – одни из самых значительных икон нашего времени», – сказал он в интервью, – «Но я работаю с ними не в связи с их статусом. Я стал с ними сотрудничать, потому что они могут быть очень разными и они всегда готовы к моим экспериментам». С одной стороны он конечно прав: Брэд Питт может разыграть любую роль, как в кино, так и перед фотокамерой, работать с ним намного легче, чем с «парнем с улицы». То же самое можно сказать о Мадонне: «Она обладает уникальным даром выражать все то, что чувствует сама, что чувствую я, что чувствуют все люди», – восторгается фотограф. И еще раз добавляет: «Но я работаю с ней не потому, что она – звезда, а потому, что она готова по моей просьбе перевоплотиться в другого человека».

Игорь Стравинский - фотография НьюманаДля того чтобы сделать более наглядными дальнейшие рассуждения приведу несколько примеров. Как-то композитор Игорь Стравинский заявил фотографу Арнольду Ньюману: «Господин Ньюман, вы сделали меня известным». А за сто лет до этого Авраам Линкольн говорил, что его сделала президентом фотография Мэттью Брэди. Конечно это преувеличение, но редко о каком фотографе можно сказать подобное – даже сильно преувеличивая. И уж, по крайней мере, не о Стивене Кляйне – его фотографии паразитируют на славе модели, мало что к ней добавляя. В этом нет ничего унизительного: сделать хороший фотопортрет знаменитости, тем более фотоочерк о его или ее жизни необычайно трудно и интересно. Линкольн - фотография БрэдиТолько успех фотоочерков Стивена Кляйна у массового зрителя (а именно на такого зрителя и рассчитаны его публикации) больше зависит от знаменитости модели, чем от мастерства фотографа. Попробуйте поставить на место Мадонны артистку провинциального театра, пусть даже весьма талантливую и готовую по просьбе фотографа «перевоплотиться в другого человека». Захотят ли звездные журналы принять фотографии среднестатистической семейной пары вместо Анжелины Джоли и Бреда Питта? Думается ни редакторы, ни зрители особого восторга не выразят.

Еще раз повторюсь: в этом нет ничего зазорного. Фотографы для глянцевых журналов также необходимы, как и сами глянцевые журналы; как голливудские фильмы, бродвейские и прочие мюзиклы, рекламные паузы, ну и конечно звезды: актеры и режиссеры, писатели и журналисты, певцы и музыканты, и так далее и тому подобное – список можно продолжать бесконечно. Чтобы попасть в этот мир фотограф должен обладать недюжинными способностями, должен уметь польстить звезде, а еще важнее – сделать так, чтобы интерес у зрителя – к звезде, к глянцевому журналу, к самому миру Гламура – не ослабевал. И Стивен Кляйн в полной мере обладает этими способностями, он сумел не только отворить глянцевую дверь, но и довольно высоко забраться по глянцевой лестнице. Только вот художником обзывать его не надо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий