воскресенье, 19 июля 2009 г.

Лумп и Пикассо




Пожалуй, самое ценное, что я привез в этот раз из Венеции – книжка классика американской фотожурналистики Дэвида Дугласа Дункана с рассказом о таксе, которая на несколько лет стала близким другом Пабло Пикассо. Книжка так и называется "Lump: the Dog who ate a Picasso".

В начале пятидесятых Роберт Капа познакомил Пикассо со своим коллегой, военным фотокорреспондентом Дунканом. Фотограф и художник подружились и Дункан стал вести фотолетопись жизни великого испанца, подолгу живя в его доме под Каннами. В 1957 г. Дункан приехал к Пикассо не один. Вместе с собой он привез своего таксеныша, которого звали Лумп (именно так, на немецкий манер. Lump по-немецки – "каналья"). Жизнь Лумпа в доме у Дункана не сложилась — у того была еще афганская борзая, которая относилась к Лумпу как к игрушке и жизнь у щенка была невыносимой. И вот весной 1957 г. Лумп появился в доме, который в то время был, по словам Дункана, "центром притяжения для музейных кураторов, коллекционеров, владельцев художественных галерей, поэтов, издателей, русских пианистов и цыганских гитаристов, тореадоров, невероятного количества старых друзей и каких-то незнакомцев, жаждущих общения с маэстро".


Лумп выпрыгнул из машины Дункана, тщательно обнюхал все интересные уголки сада и виллы, осмотрелся вокруг и вошел в дом. На несколько лет Лумп займет свое место в семье Пикассо вместе с еще одной собакой — боксером Яном и козой по имени Эсмеральда. Художник, как пишет Дункан, любил окружать себя домашними животными, но у него никогда не было никакого сентиментального отношения к ним. К ним ко всем, но не к Лумпу.



Лумп, как и все порядочные таксы, спал в одной постели с хозяином. Пикассо кормил его со своей тарелки, украшенной портретом Лумпа и в благодарность такс поднимал ножку только на стоящую во дворе дома бронзовую скульптуру работы мастера, стоившую баснословных денег.



Пикассо и Жаклин показывают Лумпу только что законченную в его честь работу.



Первая встреча с Яном.



Встреча закончилась для Лумпа позорным бегством.



С Эсмеральдой Лумп вел себя как охотничья собака – пытался нападать, пользуясь тем, что коза была на привязи.



Лумп был единственным домашним животным, которое Пикассо брал на руки и пускал в мастерскую, когда работал. "Я думаю, что Пикассо любил его потому, что они оба были одиночками", — говорил Дункан.



Лумпа здесь почти не видно, но какой выразительный глаз на снимке!



Допустить собаку к недоеденному на своей тарелке – обязанность каждого хозяина таксы. Для Пикассо — это еще и проявление наивысшей симпатии к живому существу.



В отношениях с Яном Лумп всегда держался молодцом.



Лумп обожал быть в центре всеобщего внимания. В этом они были похожи со своим хозяином.



Две собаки и такие разные – прямой, как рельса, простоватый увалень Ян и маленький, тонко чувствующий и сложный Лумп.



В эти минуты Пикассо терпел присутствие рядом с собой только одного Лумпа. Тот мог делать в мастерской, что хотел.



Однако, Лумп всегда прекрасно чувствовал внутреннее состояние Пикассо. Здесь маэстро наедине со святым Михаилом работы Гварьенто и Лумп, принеся было хозяину косточку для игры, быстренько убирается прочь, чтобы не накликать на себя беды.



Зато, когда Пикассо в добром расположении духа и отдыхает, играм нет конца.



Таксы очень любят принимать участие в разговорах людей. Они все понимают, но свое мнение оставляют при себе.



Маленькая такса из Штутгарта вошла в историю изобразительного искусства XX века. Пикассо изобразил Лумпа в нескольких десятках своих живописных работ, включая знаменитую копию "Менин" Веласкеса.



У Веласкеса в нижнем правом углу картины сидит большая собака. У Пикассо на этом месте — Лумп.



Конец этой истории не столь романтичен. Лумп жил в доме у Пикассо семь лет и, когда Дункан в очередной раз приехал в дом к художнику, он не нашел в нем Лумпа. У бедняги отнялись задние лапы из-за обычных для такс проблем с позвоночником и ветеринар сказал, что это паралич. Пикассо решил отдать собаку. "Вы должны понимать, что Пикассо испанец,"— говорит теперь Дункан. "Он относился к животным, даже к таким как Лумп, немного иначе нежели вы или я". Дункан поехал к ветеринару и нашел там Лумпа еще живого. "Ветеринар, этот сукин сын, бросил его кормить, дожидаясь смерти пса".

Дункан отвез Лумпа в лучшую ветеринарную клинику Штутгарта. Никакого паралича там не нашли и после нескольких месяцев лечения Лумп вернулся к своему прежнему хозяину Дункану, в его римский дом. "У него так и осталась походка, как у подвыпившего морячка, но я рад, что в моем доме Лумп провел еще десять счастливых лет своей жизни", – написал Дункан.


"Незадолго до своей кончины художник, считавший себя пророком, предупредил близких: "Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку". Так и произошло. Жаклин не захотела, чтобы на похоронах присутствовали ни его бывшие возлюбленные, ни его внебрачные дети, ни внук Паблито, которого дед постоянно унижал и называл ничтожеством. Спустя четыре дня после смерти деда Паблито выпил химический реактив и через три месяца скончался. Его похоронили на кладбище Канна в могиле бабушки — первой жены Пикассо, русской танцовщицы Ольги Хохловой. Два года спустя от цирроза печени умер отец Паблито — 54-летний Поль Пикассо, единственный ребенок Пабло и Ольги. В октябре 1977 года в гараже своего дома повесилась бывшая спутница художника — Мари-Терез Вальтер. 15 октября 1986 года накануне открытия выставки Пикассо в Мадриде застрелилась Жаклин."

(Юрий Коваленко (Париж)-Известия)



Это, конечно, простое совпадение, но умер испанский художник через десять дней после того, как отправилась на небеса брошенная им когда-то такса по имени Лумп. Впрочем, кто знает, может быть и у собачьего бога появились вопросы к Пикассо?

Дэвиду Дугласу Дункану сейчас 93 года.

Фотографии: © David Douglas Duncan


Перейти к оригинальной статье

Комментариев нет:

Отправить комментарий