Дамы и господа, Сэм Рейми вернулся! Спустя 17 лет после «Армии тьмы», после стахановского труда на сверхприбыльной франшизе про Человека-Паука, он снова с нами — и чудовища вновь лезут в окна, ползут по земле глазами операторской камеры и стремительно бросаются на своих жертв. Как в старые «добрые» времена «Зловещих мертвецов».
«Идет коза рогатая за малыми ребятами», — эта детская присказка-пугалка вполне описывает сюжет картины о том, как одна… ну, скажем, Баба-Яга пришла… в банк. А ее там послали. О — вот он, хоррор новейшей эпохи — кризисные ужасы! Жестокосердечные банкиры, бездушные коллекторы, судебные приставы — на вашу братию нашлась управа: сухонькая старушонка-цыганка (гениально загримированная Лорна Рейвер) проклинает милую девчушку из банка. А если вы смотрели или читали «Худеющий» Стивена Кинга, то знаете, что в вопросах проклятий с цыганами лучше не связываться.
Девчушка (Элисон Ломан), кстати, не так уж простодушна. Она хоть и выглядит невинным ребенком, но вполне способна сложить 2+2 и понять, что вот-вот ее повышение отдадут коллеге-подхалиму (Регги Ли из сериала «Побег»), жених (Джастин Лонг из «Джиперс Криперс») вот-вот сорвется с крючка, а ведь менеджеровская должность должна примирить ее с будущей свекровью! А сделать надо всего-ничего — принять «трудное решение»: отказать старушке-заемщице. Многие поколения фильмов ужасов научили нас, что «достается» прежде всего «согрешившим» героям. И вопрос о том, виновата ли бедняжка в своей беде, не так уж тривиален. Но от ответа на него зависит развязка. А то, что финал похож на «Звонок», так это вам только кажется!
А впрочем, черт с ним, с кризисом. Вы посмотрите, что Сэм Рейми творит на экране. Это же просто песня какая-то! Сцена схватки «бабули» и девчонки на подземной парковке вполне готова к размещению в золотом фонде ужастиков — тут и прием «степлером в глаз», и классика жанра с непристегнутым ремнем, и мечущаяся в машине жертва, пытающаяся закрыть все окна, пока в них не залез агрессор. А момент, когда «баба-яга» «грызет» лицо девушки, забыв, что зубастые челюсти лежат на автомобильном коврике? А вот вам типично сэмрейминский кадр — героиня заворожено смотрит, как медленно летит к ее машине грязноватый ситцевый платочек. Летит себе, летит, огибает машину. Героиня поворачивает за ним голову, и зрителю кажется, что он видит затылок героини. Но в следующую секунду он понимает, что смотрит уже на чудовищное лицо ведьмы на заднем сидении…
Бедняжке приходится выкручиваться самой — жених ее — практикующий психолог — не верит в суеверную чушь и пытается «лечить» ее рассказами о психотравмах (тут возникает занятная аллюзия со скандальным фонтриеровским «Антихристом»). Остальным на нее вообще наплевать: когда у нее фонтаном хлещет кровь из носа, начальника беспокоит только «не попало ли мне это в рот». Кстати, рот — это отдельная тема в фильме. Помнится, в параноидальной кроненберговской «Экзистенции» у героини спрашивали — как ее организм не заражается через «разъем» в позвоночнике, ведь там прямой доступ заразе, на что она, улыбаясь, открывала рот. Мол, тут тоже — открытая слизистая, и ничего, никто не умирает. У Рейми, как и в «Чужом», нечистая сила явно пытается проникнуть в героиню через уста — и тут уже не до эротических намеков. Слизь, черви, мухи, жидкая грязь, трупные выделения, скрученный жгутом платок, кошка, рука по локоть (!!) — все это будет непрерывным потоком литься в героиню, как будто сам дьявол пытается поцеловать ее самым извращенным способом.
Это вам не «перезагруженные и переосмысленные слэшеры 2000-х», в которых зло представлено отдельно взятыми неопрятными личностями в грязной одежде и с колюще-режущими орудиями в руках. Демоны этого фильма пришли прямиком из «жутиков» 80-х, когда зло, казалось, было равномерно распределено по всей вселенной, от него было не скрыться ни за одной дверью, ни в одном сне. На экране творится тотальный кошмар с фирменными примочками Сэма Рейми, вроде бесовского глаза, пялящегося на героине из куска торта, пока его не пронзят вилкой. И пусть теперь Рейми — признанный «блокбастеродел» — шила в мешке не утаишь — он все тот же, кем был в конце 70-х — начале 80-х, когда за гроши снимал «В лесах»: настоящим фанатом своего дела. Есть в «Затащи меня в ад» замечательный эпизод, когда ясновидящая призывает духов, а в комнату вместо демонической козы врывается какой-то истерично смеющийся сгусток, переворачивающий мебель и прыгающий по комнате. «Это не тот дух» — говорит медиум, — «это какая-то заблудшая безумная душа». Не знаю, как вы, а мне кажется, что это был дух прямиком из фильмов Рейми 80-х. Ждем ремейка «Зловещих мертвецов»!
10 из 10
Комментариев нет:
Отправить комментарий