суббота, 27 июня 2009 г.

О божественной природе Винни Пуха

94.24 КБ
Вам никогда не казалось, что стол, за которым обедают Винни Пух, Пятачок и Кролик какой-то странный? Выглядит так, как будто его собирали неправильные пчелы. Ведь, казалось бы, в соответствии с правилами перспективы, ребро поверхности стола, которое находится ближе к наблюдателю должно быть длиннее, а то которое дальше от него - короче. То есть крышка должна иметь форму трапеции, основание которой находится внизу. В мультфильме же стол действительно имеет форму трапеции. Вот только нарисована она вверх ногами. Длинное ребро вверху, а короткое внизу. Чему нельзя не удивляться.

Можно было бы подумать, что это де ну такой вот кривой у Кролика стол да и все тут. Он, конечно, очень воспитанный, спору нет, но вот лапы у него по всей видимости произрастают из задницы. Толковый стол сколотить не смог, собрал как умел. А умел неважно.

Но не спешите понапрасну уличать Кролика в криволапости! Лучше приглядитесь. В квартире Кролика кривой не только стол, но и ковер, на котором он стоит! Да и шкаф, из которого он достает горшки с медом тоже какой-то чудной.

По всей видимости для дома Кролика вообще характерна такая странная перспектива


Такая "неправильная" перспектива называется обратной. И активно используется главным образом в иконописной традиции. Вот, например, один из ярких примеров:
58.42 КБ
На данной иконе почти все предметы нарисованы в столь же чудной перспективе, что и в Винни Пухе. Особенно ярко это видно на примере "тумбочки" слева от святого.

Вот, кстати, еще одна иллюстрация, невозбранно похищенная с Википедии, наиболее наглядно демонстрирующая принцип обратной перспективы:

11.77 КБ

В случае "правильной" перспективы, линии сходятся в точку, которая лежит в "глубине" картины. Именно так мы и воспринимаем предметы. В случае обратной перспективы, все происходит как раз наоборот - линии сходятся в точке, которая лежит "вне" картины. Прием этот имеет символический смысл. Во-первых, он призван показать неземную сущность бытия, в котором существуют персонажи иконы. А во-вторых, схождение линий в пространстве зрителя как бы демонстрирует нам благодать изливающуюся из мира горнего в наш мир. Такие дела. Если что, пущай специалисты меня поправят, коли сильно наврал.

Таким образом авторы мультфильма как бы намекают нам о божественной природе Винни Пуха и его друзей. Чтобы сделать аллюзию на иконописную традицию еще более явной, они даже не стесняются почти уж кощунственных отсылок к Троице Андрея Рублева:

100.11 КБ

Нетрудно видеть общность двух этих картин.

Кстати, компонуя изображение выше, я допустил некое жульничество, ради того, чтобы добиться большего сходства. Я отразил изображение по горизонтали. Вообще-то Кролик должен сидеть справа, а не слева. Я успокаиваю себя мыслью о том, что де это такой фокус, специально придуманный авторами мультфильма, чтобы обмануть бдительную советскую цензуру. Виданное ли дело, подсовывать детям религиозное мракобесие под видом мультфильма?

Кстати, обратная перспектива характерна не только для дома Кролика. Полюбуйтесь например на то, как выглядит мост (да и деревья на горизонте тоже жгут):
79.38 КБ

Кроме обратной перспективы и отсылок к Рублеву в мультфильме можно проследить и другие намеки на божественную сущность Винни Пуха.

Например, если вы внимательно смотрели мультфильм, то не могли не отметить, что его персонажи отражаются в зеркале только тогда, когда это им необходимо. Во всех остальных случаях, когда они проходят мимо него, мы не видим никакого отражения. Хотя по уму оно должно бы присутсвовать. Кстати, Пятачка мы в зеркале не видим вообще никогда! Даже ушей.

51.59 КБ
Вот пример. Здесь Винни Пух находится в одной и той же позиции перед зеркалом. При этом в первом случае (слева) его не видно в зеркале, а во втором - справа, уже видно! Кстати, если смотреть по фреймам анимацию с зеркалом можно отметить любопытный факт: отражение в зеркале появляется справа и справа же впоследствии исчезает, хотя Винни Пух проходит мимо зеркала и такого по идее быть не может.

Поистине только боги могут позволить себе такие фокусы!

И еще одно "кстати". Половик перед умывальником написан не в обратной перспективе а в аксонометрической (которую иногда не вполне корректно величают изометрией, на самом деле имеет место диметрия). Эта традиция также характерна для иконописи. Например, на все той же Троице Рублева подставка под ноги у левого ангела имеет обратную перспективу, а у правого - аксонометрическую.

Такие дела.

Все это как бы в продолжение к предыдущему посту о связи нарушений пространственно-временного континуума с божественной волей обитателей Вселенной Винни Пуха.


Перейти к оригинальной статье

Комментариев нет:

Отправить комментарий