смотреть просто обязательно
Восемнадцать маленьких историй о любви и смерти. Восемнадцать мгновений. Восемнадцать открыток на память: рождественские огни Tour Eiffel, бетонная геометрия Loin du 16eme, смуглая девчонка на Quais De Seine, заплаканная мостовая района Bastille и призрак Оскара Уайльда на кладбище Pere-Lachaise. Я люблю тебя, Париж! Случай невероятный — двадцать самых маститых режиссеров собрались вместе, чтобы просто признаться в любви.
Выразить, за короткие экранные пять минут, свой восторг, свое вдохновение, свою одержимость. Попытаться разгадать тайную магию этого города, исследовать его ауру, рассказать о его жителях. Парижане — душа Парижа. И простите мне эту невольную тавтологию. Их отдельные личности и складываются в удивительную разноцветную мозаику, имя которой — Paris.
Такие разные люди. Такие разные истории. Как в жизни. Братья Коэны вовсю насмехаются над американским горе-туристом (сюжет Tuileries). Сильвен Шоме («Трио из Белльвиля») веселит публику своим мим-сюжетом (Tour Eiffel). Комедия-фарс и здесь же — трагедия самого высокого свойства, эпизод Place des Victoires (режиссер Оливер Шмитц). История матери (Жюльетт Бинош), потерявшей своего сына. Шмитцу вторит Том Тыквер, снявший трогательную лавстори о любви слепого музыканта и юной актрисы (Натали Портман).
Малая форма — самая сложная. Невероятно трудно несколькими кадрами, словами, мазками выразить суть, донести до зрителя уникальное авторское переживание. Я всерьез опасался, что фильм окажется разновидностью глянцевого туристического буклета, либо набором банальных иллюстраций. Посмотрите налево, посмотрите направо. Но этого, к моему великому удовольствию, не произошло. Мэтры на то и мэтры, чтобы обладать особым зрением, уметь взглянуть на привычный пейзаж под совсем другим ракурсом.
Вы увидите Париж без лоска. Серые безликие окраины. Переполненные вагоны метро. Клошаров и проституток на Пляс де Пигаль. Иммигранты, шпана, наркоманы, голытьба из Шестнадцатого района — та еще публика, и одновременно — лирические персонажи. Эти люди способны любить, мечтать, их чувства — такие же, как и у нас с вами. Авторы фильма борются со всеми возможными предрассудками. Но это вовсе не та политкорректная дидактика из американского учебника по толерантности, а настоящие откровения. Честный кинематограф.
И мне совсем не хочется врать, рассуждая о шедевральности каждого эпизода. Это не так. Ясно, что в качестве режиссера Депардье проигрывает. Проигрывает тем же Коэнам или Тыкверу. Жерар — замечательный актер, а режиссура — все-таки не его профиль, не его специальность. Некоторые сюжеты могут показаться слишком вычурными, комиксовыми и даже кичевыми (вроде вампирской истории Quartier de la Madeleine, где сыграл Элайджа Вуд). Это не страшно. Главное, что не нарушился континуум всего фильма, что лента не распалась на отдельные новеллы-кусочки.
Шеф этого проекта Оливье Ассаяс (Olivier Assayas) оказался отличным «дирижером», и все его «звездные инструменты» звучат слаженно и дружно. В ансамбле. Мэтры мирового кинематографа не стали демонстрировать миру свой творческий эгоизм. Какие же они молодцы, эти мэтры мирового кинематографа. Общий результат превосходит все ожидания. Вместо иллюзии и эрзаца мы получаем живой цветной мир.
Фильм «Paris, je t’aime» демонстрировался у нас в рамках фестиваля «Французское кино сегодня», организаторы которого объявляют войну голливудскому мэйнстриму. И в этом, признаюсь, есть некоторое лукавство. Ведь очень трудно признать в братьях Коэнах или в Крэйвене истинных стопроцентных галлов. Верно? Думаю, что имеет смысл расширить географию хорошего кинематографа. Заменить прилагательное «французское» на другое — «настоящее». Ведь совсем неважно, в какой стране, в каком государстве живет автор картины. Важно — в каком ритме бьется его сердце и к каким художественным методам он тяготеет. Вдохновение против штамповки!
А, фильм, действительно, получился вдохновенным. Что с того, что цветущих каштанов здесь куда меньше, чем грязных автомобилей? Что вместо шансона — рэп на суахили? Люди не стали чувствовать иначе. Ведь любовь, по словам великого француза Мишеля Монтеня: «…как и Дух Святой, живет и дышит там, где хочет». Я люблю тебя, Париж!
Комментариев нет:
Отправить комментарий