СОВЕТУЮ ПРОЧЕСТЬ
В 1993 году Карлос Руис Сафон получил премию подростковой литературы Edebe за свой дебютный роман «Принц тумана». В следующем году он переехал из родной Барселоны в Лос-Анжелес, стал работать сценаристом, а к 2001 году написал свой первый «взрослый» роман. «Тень ветра» стала международным бестселлером, разлетевшись по миру миллионом экземпляров. Это тем более любопытно, что перед нами не стремительный конспирологический боевик, сваренный по рецепту «Кода да Винчи», а герметичное литературоведческое расследование вроде «Имени Розы». Русские издатели даже снабдили роман пугающим комплиментом, поставив Сафона в один ряд с именами Умберто Эко и Дэна Брауна. «Тень ветра» — книга о книге. Букинист приводит своего малолетнего сына на тайное «Кладбище забытых книг„ — многовековое книгохранилище для посвященных, где можно выбрать одну книгу. Немудрено, что приглянувшийся мальчику том некоего загадочного автора Хулио Каракса под названием — как бы вы думали? — „Тень ветра“ становится для потомственного библиофила проводником по жизни. Взрослея, мальчик с трепетом замечает все больше и больше параллелей между своей судьбой и разнообразными событиями загадочного романа. Мало того: за „Тенью ветра“ и за ее владельцем упорно охотится некий сеньор, который называет себя по имени героя одной из вставных новелл книги, — но, похоже, является не кем иным, как самим дьяволом. Объяснять причины популярности сочинения Сафона легко: опорные точки, на которых профессиональный лос-анджелесский сценарист выстраивает свой успех, просматриваются невооруженным глазом. Дымка древней книжной культуры. Отчетливая густая тень средневекового готического романа. Особый „латинский“ колорит — завязка приурочена к окончанию гражданской войны, моменту истины для всех испанских писателей XX века. Лихо закрученный сюжет движется словно на вожжах нарочито замедленного ритма, как в хабанере. Повествование у Сафона — классическое, добротное, с многочисленными аллюзиями, подтекстами и обманками и в то же время — наивное, чуждое иронии и снобизма. Это неслучайно, ведь Сафон начинал как подростковый писатель. История о том, как книги вторгаются в жизнь человека и меняют ее, подана скорее в духе Коэльо, нежели Борхеса. Истина встречает на первых же страницах: “…мы продаем и покупаем книги, но в действительности ни одна из них никому не принадлежит». Ожидаешь дальнейших откровений — но рассказчик уводит читателя все дальше и дальше по узкой и вертлявой дорожке повествования. Конфликты сглажены мягкой кистью автора, пишущего будто акварелью: Сафон, похоже, понимает, что массового читателя не надо сильно напрягать. Так что если вам предстоит дальняя поездка или внеплановый отпуск в Испании, смело берите с собой эту книгу: она станет спокойным, тактичным и неглупым спутником.
ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
четверг, 23 апреля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий